Внутренняя отчетность | Блог ЛБК
открыть доступ

Внутренняя отчетность

27.08.2018 | Управление

Управление любым бизнесом требует регулярного отчета о его работе, цифр, на основе которых можно делать выводы и прогнозы. Полагаться только на интуицию в любом предприятии – дело гиблое.

Нужно знать точно, какие результаты в данный момент показывает ваш бизнес. Именно для этого ведется внутренняя отчётность, на основе которой принимаются управленческие и финансовые решения, сверяется план и реальность, делаются прогнозы. Основные объекты этих документов – расходы и доходы компании. Главный вопрос всех финансовых отчетов: «Где деньги?».

Внутренняя отчетность организации предоставляется в табличном, графическом или текстовом виде и показывает данные о работе каждого отдела компании. Ее также называют управленческой отчетностью, потому что именно эти данные помогают руководить всем бизнесом.

Внутренняя отчетность предприятий обязана быть:

1. Целесообразной. Данные, указанные в отчете, должны отвечать цели, для которой этот отчет создавался.

2. Оперативной и своевременной. Этот критерий очень важен, потому что управление бизнесом не терпит промедлений.

3. Объективной, без личных мнений. В отчете должны быть представлены только голые цифры и проверенная информация, без какой-либо интерпретации.

4. Краткой и удобной для анализа. Отчет не должен добавлять проблем, его задача – быстро ответить на поставленные вопросы.

5. Выгодной. Затраты на составление отчетов должны быть сопоставимы с финансовым эффектом от них.

6. Гибкой в оформлении. Должна быть возможность добавить или убрать какие-то показатели и не терять при этом скорости и точности составления отчета.

7. Понятной и наглядной. Отчет должен быть оформлен так, чтобы основные выводы из него можно было сделать быстро. Выделение ключевых показателей, никаких лишних данных, четкость изложения – характеристики хорошего отчета. Можно сказать, что этот документ нужно оформлять красиво.

8. Адресной. Составление внутренней отчетности – серьезный момент, потому что в большинстве случаев указанные данные конфиденциальны. Поэтому отчет адресуется конкретному человеку, который сам принимает решение, какую его часть обнародовать. Рекомендуется показывать часть цифр команде для наглядности работы людей и большего доверия с их стороны.

Прежде чем думать о том, какие отчеты нужно будет составлять после запуска своего дела, можно проверить свои знания по части ведения бизнеса. Принимайте участие в бизнес-игре «Твой старт» и оцените ваши навыки предпринимателя!

Отчеты руководству предоставляют все отделы предприятия. Это помогает следить за каждым элементом отдельно и за компанией в целом.

Внутренняя управленческая отчетность делится на:

1. Комплексные итоговые отчеты. Включает данные за установленный период (квартал, год) о том, с помощью каких ресурсов были реализованы планы. Составляются регулярно и содержат информацию о доходах и расходах всех отделов, рентабельность и другие финансовые показатели.

2. Тематические отчеты. Предоставляются в случае возникновения отклонений в каких-то из основных для работы компании показателях: снижение рентабельности, рост заказов на какой-то непопулярный товар.

3. Аналитические отчеты. Эти документы составляются только по требованию руководства и представляют из себя глубокий анализ заданной темы. Так, топ-менеджеру может понадобиться ответ, почему меняется рентабельность, каковы риски инвестиций, анализ конкурентной среды.

Законодательно внутренняя отчетность в управленческом учете и ее формат никак не описаны. Каждая компания самостоятельно устанавливает параметры, периодичность и критерии отчетов. Форма внутренних отчетов является коммерческой тайной.

Внутренняя и внешняя отчетность предприятия отличаются тем, что первая нужна для управления бизнесом, а вторая – для его презентации внешнему миру. По внешней отчетности дела компании оценивают потенциальные инвесторы, партнеры, госорганы, конкуренты. Предприятия, зарегистрированные как открытые акционерные общества, обязаны публиковать эти данные ежегодно, потому что их внешняя отчетность является публичной.

Внутренняя финансовая отчетность – это целый комплекс разных документов, но можно выделить три ключевых отчета:

1. Отчет о доходах и расходах, который покажет прибыль компании и возможные растраты.

2. Отчет о движении денег в компании, который покажет, куда были потрачены и откуда пришли средства.

3. Баланс. Демонстрирует стоимость компании на текущий момент.

В крупных компаниях система внутренней отчетности – это зона ответственности специального отдела. Аналитики занимаются сопоставлением всех финансовых данных, денежных потоков предприятия, прогнозами на будущее.

В любой области внутренняя отчетность для менеджера – прямое руководство к действию. Цифры наглядно показывают, куда уходит прибыль и рентабелен ли ваш бизнес в конкретный отрезок времени. Нет никакой интерпретации, кроме четких данных, которые помогают быстро принять нужное решение.

Необходимость регулярно сдавать бухгалтерские и налоговые отчеты ставит вопрос: какой программой пользоваться? Нужно, чтобы данные обрабатывались точно, быстро и без ошибок. Узнайте из нашей статьи о лучших программах для бухгалтерского учета!