Теория ограничений | Блог ЛБК
открыть доступ

Теория ограничений

18.09.2017 | Управление

В 1984 году Элияху Голдратт написал книгу, которая до сих пор является знаковой в научно-популярной литературе и бизнесе. Редкий предприниматель не читал «Цель. Процесс непрерывного совершенствования», и не знает, что такое теория ограничений. Если вы еще не успели познакомиться с этой концепцией, наша статья специально для вас!

Теория ограничений Голдратта строится на работе с «узкими местами» в бизнес-процессах компании. Если устранить ключевое слабое место системы, можно улучшить работу предприятия в значительно большей степени, чем если пытаться решить сразу много проблем. В результате таких действий буквально за 2-3 месяца налаживается производство и увеличивается прибыль компании. Мечта любого владельца бизнеса, не так ли?

Теория ограничений (от англ. theory of constraints – ТОС) активно используется в организации и управлении производством, в строительстве и создании новой продукции.

Чтобы внедрить алгоритм ТОС в рабочий процесс, необходимо:

1. Исследовать систему на наличие возможных ограничений.

Теория ограничения систем Голдратта включает следующие источники торможения производства:

  • Оборудование. От качества оборудования зависит скорость и количество выполненных заказов;
  • Люди. Неопытные или недобросовестные работники могут быть причиной торможения производства;
  • Политика. Иногда внутренние правила или политика компании неблагоприятно отражаются на работоспособности людей и эффективности всего производства в целом.

2. Принять решение о необходимости устранения выявленных ограничений и изменить бизнес-процессы.

3. Контролировать систему и подчинять новым правилам даже те элементы, которые могут не согласовываться с алгоритмом.

4. Увеличить мощность. Когда новый процесс отлажен, можно добиваться максимальной пропускной способности места, которое раньше было «узким».

После устранения ограничения нужно вернуться к первому пункту, выявить следующую сложность и начать работу с ней. Очень важно, чтобы выполнение алгоритма вошло в привычку и исполнялось до того момента, когда производство станет работать бесперебойно.

Бывает так, что после получения первых положительных результатов руководитель не видит смысла придерживаться новой концепции дальше. В этом случае все возвращается «на круги своя». Помните о необходимости систематического применения инструментов управления ограничениями и не допускайте такой ошибки.

Автор книги пишет о том, что успех любой деятельности заключается в любви к своему делу и возможности самореализации. Нельзя ходить на работу только ради денег. Принципы теории ограничений учат не бояться мечтать и иметь четкое представление о своих целях.

Хотите увеличить поток клиентов из интернета? Переходите по ссылке и скачивайте список из 65 сервисов!

В книге «Цель» теория ограничений предлагает отказаться от привычного подхода к управлению системой. Теория ограничения систем говорит о наличии слабых звеньев в любом производстве. Когда звено порвется – вопрос времени. Если это произойдет внезапно, работа очень сильно усложнится или совсем остановится. Чем может помочь теория ограничений? Она этого не допустит.

Один из самых популярных методов теории ограничений называется «барабан-буфер-веревка»:

  • Барабан. Любое планирование и управление должно начинаться с понимания того, в каком ритме должно работать производство. В этот механизм входят физические показатели того, сколько продукции можно и нужно изготовить в единицу времени;
  • Буфер. Этот аспект предотвращает простой работы и контролирует процесс поставки материала. В его задачи входит исключить возможность истощения ресурсов;
  • Веревка. С ее помощью контролируется линия коммуникации, которая исключает перегрузку ресурсов.

Когда бизнес-книга, написанная в художественной форме, становится бестселлером во всем мире и остается востребованной в течение десятилетий, это о многом говорит. Тысячи компаний применили методы теории ограничений и получили результат в виде повышения прибыли.

Чтобы более детально разобраться во всех аспектах теории Голдратта, конечно, лучше прочитать первоисточник. Но вы можете применить на практике основные принципы концепции уже сейчас. Верьте в себя – и любая цель будет вам по плечу!

Хотите овладеть лучшими маркетинговыми приемами? Читайте нашу статью!