Как ловушка компетентности может испортить вам карьеру | Блог ЛБК
открыть доступ

Как ловушка компетентности может испортить вам карьеру

19.07.2017 | Управление

Если вы — наемный сотрудник или руководитель, управляющий штатом сотрудников, то вам точно нужно знать, к чему может привести профессиональная компетентность.

Все мы хотим быть лучше, мы совершенствуем свои профессиональные навыки, стремимся стать незаменимыми сотрудниками, но все это может завести в тупик нас самих, руководителей, и даже весь отдел. В чем же дело и какую роль играют ловушки компетентности и стремление упрощать? Об этом в нашей новой статье!

Что такое ловушка компетентности?

Когда в компанию приходит молодой специалист, не обладающий достаточным опытом и профессиональными навыками, которому нравится компания, должность и деятельность в целом, специалист очень легко обучается и растет в своем направлении. Со временем рядовой сотрудник, зная свои сильные стороны, может стать незаменимым специалистом, что плохо не только для компании, но и для самого специалиста.

В статье «Как создать настоящую команду, чтобы бизнес работал без Вашего непосредственного участия» мы уже говорили о квадранте лояльности и компетентности сотрудников, которые со временем могут перейти в стадию террориста, и тогда, если этот сотрудник нужен компании, следует его перевести на новую должность, чтобы ему было куда расти.

 ловушка компетентности

Плюсы профессиональной компетентности

1. Профессионализм. Когда человек развивается в своем направлении, он становится настоящим профессионалом, ведь все его усилия направлены на одни и те же действия, он полностью сфокусирован на своей работе, а значит, — у него больше времени, чтобы оттачивать свои навыки в этом направлении. Профессионалов видно за версту, они уверены в себе, знают себе цену, их любят клиенты, потому что они сталкиваются ежедневно с различными задачами и легко умеют их решать.

Профессионалов сложно вывести из себя или застать врасплох, потому что они постоянно работают над совершенствованием своих навыков.

 

Получите абсолютно бесплатно  целых 17 новых идей для бизнеса, которые уже доказали свою эффективность.

 

2. Быстрое решение задач. Кто не любит людей, способных быстро решать любые задачи, даже самые трудные? Настоящий профессионал решает задачи на «раз, два, три!», потому что знает свою деятельность и чувствует себя достаточно уверенным. Руководство, клиенты и сослуживцы любят и ценят это качество.

3. Советы. С профессионалом всегда можно посоветоваться, и он предложит лучшее решение проблемы, потому что лучше других разбирается в теме, лучше, чем владелец бизнеса, потому что последний решает совершенно другие задачи.

ловушка компетентности
Минусы профессиональной компетентности

Плюсы профессиональной компетентности понятны и очевидны. А в чем же состоят минусы компетентности, если, казалось бы, все любят профессионалов и готовы платить им за их навыки?

1. Незаменимость. Когда человек разбирается в своей нише лучше других, он становится незаменим для компании, и его назначают на должность управленца, проявляя свою заинтересованность в сотрудничестве с ним, а также в надежде, что он передаст свои компетенции другим сотрудникам. Но увы, не все рождены быть управленцами, и хороший сотрудник порой совершенно не умеет управлять подчиненными, предпочитая самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Эти люди предпочтут самостоятельно сделать работу и побыстрее решить проблему, нежели делегируют ее подчиненным. Таким образом, незаменимость подводит и самого сотрудника, и компанию в целом, потому что ресурсы одного человека не безграничны.

2. Сложно обучаться. Еще одна ловушка компетентности состоит в том, что, когда человек развивает навыки только в своей сфере, со временем ему становится сложнее обучаться чему-то новому, а ведь буквально каждый день появляются новые технологии, новые инструменты, которые становятся необходимы в работе. Так, профессионал, который отлично знает свое дело, уверен в себе, уделяет недостаточно внимания новым инструментам, в отличие от других сотрудников, которые готовы обучаться снова и снова, чтобы стать профессионалами.

Ведь развитие — это постоянный процесс, до которого нужно быть голодным. А если голод притупили высокие результаты, то это пагубно влияет на самого специалиста и на компанию в целом.

3. Трудно переключиться с одной деятельности на другую. Специалисты, которые занимаются определенным видом деятельности, с трудом переключаются на другие задачи. Ведь они так хороши в том, что делают, зачем им нужны сторонние обязанности?! Они себя оценивают в контексте своих сильных сторон, да что там говорить, и руководство —тоже!

С одной стороны, это правильно, каждый должен быть на своем месте и делать то, что близко именно ему. Но в бизнесе возникает много различных трудностей, и иногда требуется решение тех задач, с которыми вы еще не сталкивались. Когда специалисту трудно переключиться с одной деятельности на другую, например, начать руководить отделом, передавать свои навыки и умения, специалист может потеряться и стать совершенно неэффективным для себя и компании в целом.

Таким образом, стоит ли избавляться от ловушек компетентности и учиться быть гибким — решать только вам, но современный мир диктует свои правила. Большинство специалистов вынуждены «переучиваться» и развивать свои навыки в разных сферах, чтобы удержаться «на плаву». Особенно это касается работы в небольших компаниях малого бизнеса, где один специалист может заменять армию сотрудников.
_____________________________________________________________________________
Вопрос о том, как правильно оформить сотрудника на работу, рано или поздно становится актуальным для каждого предпринимателя.

Если вы входите в их число, то внимательно читайте нашу статью «Прием сотрудников на работу: пошаговая инструкция». 

Статья оказалась полезной для вас? Ставьте «Мне нравится»!

 

Похожие материалы

Управление

Нейромаркетинг в действии

30.10.2017