Краудфандинг обзор площадок | Блог ЛБК
открыть доступ

Краудфандинг.
Обзор площадок народного финансирования в Рунете

10.11.2016 | Управление

Краудфандинг — это модель народного финансирования, при которой люди добровольно вкладывают деньги в развитие новых проектов, для помощи пострадавшим или в поддержку политических кампаний.

Для предпринимателей краудфандинг является отличным способом получить первоначальный капитал для старта бизнеса. А для инвесторов — это возможность вложить деньги в перспективные проекты и получать свой процент.

По виду вознаграждений для инвесторов краудфандинг можно разделить на три вида: пожертвования (без получения вознаграждения), обычно это музыкальные и литературные проекты, финансовое вознаграждение, нефинансовое вознаграждение.

Система краудфандинга автоматизирована и к каждой прикреплено коллекторское агентство, которое, в случае появления проблем, сможет повлиять на возврат денег. Тем не менее, краудфандинг позволяет взять взаймы нужную сумму денег у неограниченного количества людей под процент, который гораздо ниже банковского.

Краудфандинг зародился на Западе в 1997 году, когда требовалось собрать определенную сумму денег, чтобы профинансировать тур британской рок-группы Marillion по США. Фанатами группы успешно было собрано 60 000 долларов, что позже позволило по этой же системе собрать средства на запись новых альбомов группы.

Самые популярные платформы краудфандинга в мире — это Indiegogo, Crowdfunder, Kickstarter.

В России краудфандинг зародился в 2007 году, когда появилась платформа Kroogi. Позже уже в 2011 году платформа Planeta.Ru собрала деньги в размере 1 250 000 рублей на запись и продвижение альбома Spirit группы Би-2.

Сегодня в Рунете существует несколько платформ по краудфандингу, которые позволяют начинающим предпринимателям собрать средства для запуска своих проектов.

Краудфандинг

Обзор платформ по краудфандингу на российском рынке

1. Planeta.ru — одна из первых российских краудфандинговых платформ. Идея создания платформы зародилась еще в 2009 году, когда на Западе появились первые краудфандинговые ресурсы: Indiegogo, Kickstarter. Но создателям Planeta.ru не хотелось просто копировать западные аналоги, им хотелось создать что-то свое. В 2011 году после тестового запуска сбора средств на альбом группы Би-2 стало понятно, что народное финансирование применимо не только к музыкальной сфере.

Ресурс Planeta.ru имеет гибкие условия по сбору средств. Если проект набирает более 50%, но не успел собрать всю сумму в размере 100% необходимых средств, автор сам решает, забирать ему эти деньги и сможет ли он найти оставшуюся сумму и вернуть инвесторам обещанные проценты. Правила Кикстартера в данном случае «все или ничего» наиболее жесткие, потому что если не удалось собрать 100% сумму, то автор не получает средства.

Планета же придерживается другой модели и позволяет авторам заработать свою репутацию на доверии. К тому же, крауфандинговый сервис позволяет проекту получить мощный PR в СМИ, что привлекает больше единомышленников, которые помогают автору реализовать его идею.

Гарри Бардин, Евгений Гришковец, “Несчаcтный случай”, Ляпис Трубецкой, “Ундервуд”, “Король и Шут” — это не полный список знаменитостей, которые с помощью «Планеты» запускали свои проекты.

Кстати, если у вас есть желание придумать что-то стоящее, перспективное, то вас может вдохновить наш чек-лист «17 успешных стартапов Запада».

«Планета» является несомненным лидером рынка по суммарному сбору средств, который превышает 400 000 000 рублей. А самый дорогой проект на «Планете» — сбор средств на новый альбом группы Бориса Гребенщикова «Аквариум», который собрал в 2015 году более 7 000 000 рублей.

Чтобы стать успешным в краудфандинге и получить необходимую сумму для запуска проекта, нужно иметь большой кредит доверия у аудитории, именно по этой причине так популярны в краудфандинге музыкальные проекты. Популярность приобретают проекты, в которых прослеживается авторская индивидуальность, в которых автор честен и открыт для аудитории.

Поэтому, чтобы стать успешным, необходимо задать себе вопрос: в чем уникальность моего проекта, в чем его особенность? К тому же, следует начать работать с аудиторией еще до запуска, а финансовая цель должна быть адекватной, а не завышенной, поэтому следует четко рассказать о том, на что пойдут собранные средства. И, конечно, выполнять обязательства перед инвесторами точно и в срок.

Краудфандинг

2. Boomstarter — обладатель интернет-премии «Стартап года 2012» в номинации «Лучший социально значимый стартап». Boomstarter является аналогом западного Kickstarter и был запущен в 2012 году.

Немного иная философия проекта, когда автор получает средства при условии полной собранной суммы, определяет то, что общая сумма сбора средств гораздо меньше, чем на «Планета.ру». К тому же, еще одним условием для сбора средств является ограничение во времени. Если автор не успевает собрать нужную сумму в 100%-ом размере за определенный срок, то он не получает финансирование.

Можно было бы сказать, что Boomstarter является конкурентом ресурса Planeta.ru, если бы не разная философия обеих компаний.

По правилам Boomstarter не допускает благотворительные проекты (в отличие от «Планета»), финансирование лечения, целевое финансирование, получение стипендий, проведение агитационных кампаний, оплату за обучение или путешествие, покупку личных вещей, например, фотоаппарата.

Общая сумма средств, собранная на развитие проектов, составляет более 180 000 000 рублей, а самые популярные категории — это фильмы и видео, музыка, книги, дизайн, компьютерные игры.

3. Openi — сервис народного финансирования. Суть его заключается в том, что проект реализуется за счет небольших вложений огромного количества людей, где каждый получает свою долю в проекте, соразмерную своим вложениям. Финансирование в проекте OPENI происходит поэтапно в зависимости от целей: регистрация компании, запуск проекта и т.д. Таким образом, формируется большее доверие между участниками проекта и реализуется надежная сохранность средств.

У каждого есть возможность стать совладельцем проекта «Сервис Народного Финансирования OPENI.RU» и получать доход от регистраций новых совладельцев, 5-10% от долевой собственности проектов, продажа доли сервиса и от вложений долевых участников.

«Народная Компания предлагает обществу альтернативу: «Вместе создаем, вместе помогаем людям, вместе получаем Доход». Компания является простой, эффективной, открытой, творческой и жизнерадостной».

Андрей Герман, основатель компании.

4. SIMEX — это международная платформа, которая позволяет финансировать действующий бизнес и стартапы во всем мире. Платформа реализована по системе краудинвестинг и краудфандинг и позволяет инвесторам вложить средства в перспективные стартапы, а компаниям — получить первоначальные инвестиции для запуска бизнеса. Поскольку объем сделок в интернете растет, а рынок расширяется, то сейчас вкладываться в онлайн-проекты как никогда выгодно. Инвестиционный потенциал платформы на данный момент составляет 200 500 000 рублей.

На фоне возрастающего интереса к крауфандингу компания Яндекс создала специальный сервис Вместе.Яндекс. Проект реализуется совместно с проектом Яндекс.Деньги и имеет три полезных инструмента по сбору средств: форму для сбора денег, страницу для приема денежных средств и кассу для благотворительности.

Причем настроить все это можно на одном ресурсе — Яндес.Деньги. Проект был запущен в 2014 году как комплексное решение по сбору средств, которое позволит сделать крауфандинг более простым, следовательно, еще более масштабным явлением современного бизнеса.

Также на сегодняшний день в Рунете существуют платформы по оказанию услуг с использованием краудсорсинговых технологий. Но это уже совсем другая история.

____________________________________________________________________________
Вам понравилась статья? Ставьте Лайк, и тогда мы подготовим больше материалов о том, как стать успешным на краудфандинговых платформах и получить свой капитал.

А сейчас вы можете ознакомиться с обзором сервисов рекуррентных платежей в России.

Похожие материалы