Что такое kanban | Блог ЛБК
открыть доступ

Что такое kanban

04.07.2018 | Управление

Современный бизнес живет в условиях высокой конкуренции и постоянного изменения потребностей клиентов. Старые методы не всегда позволяют быстро реагировать на запросы рынка. В последнее время стали популярны agile-методологии управления. В этой статье расскажем, что такое система kanban и зачем использовать kanban.

Что такое kanban

Что такое kanban

На японском kanban — это сигнальная карточка. Система управления материальными потоками kanban зародилась на производственных линиях компании Toyota. Она основана на конвейерном методе производства и на том, что технологические операции при сборке выполняются с разной скоростью. Суть системы: все производственные подразделения получают материалы в таком количестве и в такие сроки, чтобы можно было выполнить заявку подразделения-потребителя.

Информация передается с помощью пластиковых карточек двух видов:

  1. В карточке производственного заказа содержится информация о том, сколько деталей нужно изготовить или собрать предшествующему участку.
  2. В карточке отбора отражена информация о том, сколько деталей нужно взять с предшествующего участка обработки или сборки.

Перемещение деталей без kanban не допускается. Все карточки, которые находятся в обращении, подлежат регистрации. Таким образом осуществляется контроль за производственным процессом.

В упрощенном виде можно сформулировать два ключевых принципа:

  1. Составляется план изготовления деталей, так называемый backlog. Он ранжируется исходя из приоритетности, но изменения можно вносить когда угодно. Например, если подразделение производит избыточное количество левых зеркал, оно должно оперативно переключаться на изготовление правых.
  2. Количество одновременно выполняемых задач должно быть ограничено. Иными словами, нужно одновременно производить не больше деталей, чем предусмотрено планом. Подобное ограничение нужно, чтобы иметь возможность управлять темпом производства и оперативно реагировать на изменения плана.

Такой подход позволил решить проблему с перевыполнением плана и хранением комплектующих,  чтобы производилось ровно столько деталей, сколько необходимо для сборки.

Впоследствии система kanban перекочевала с конвейеров в офисы и превратилась в инструмент project-менеджмента.

Kanban является вторым по популярности agile-фреймворком в России. Но в отличие от Scrum, методология kanban не требует реорганизации, а все изменения происходят постепенно, не вызывая дискомфорта или перенапряжения сотрудников. Он не имеет ограничений по применению: его используют не только на производстве или в разработке программного обеспечения, но даже в процессе подготовки к свадьбе или при реализации личных проектов.

Что такое kanban

Чтобы быть успешным руководителем, нужно постоянно «прокачивать» свои навыки и знания. Прочитайте о проблемах, которые есть в современном российском менеджменте, и постарайтесь их избежать!

Ответить на вопрос «чем полезен kanban?» очень просто. Он помогает сделать рабочий процесс прозрачным и равномерно распределить нагрузку между сотрудниками.

Kanban-методология управления проектами предполагает соблюдение 6 простых правил:

1. Визуализация потока работы. Kanban-доска, на которой размещают стикеры, фишки, магниты — это ее основа. В самом простом виде она имеет 3 колонки, которые отражают статус задач: To-do («сделать»), Doing («в процессе») и Done («сделано»). Число столбцов и названия определяются потребностями и особенностями проекта. Для визуализации можно использовать любой удобный способ: например, Excel-таблицу, стол с карточками, программу Trello, Jira.

2. Ограничение числа задач, которые выполняются одновременно. Необходимо определить максимальное количество задач для каждой колонки и отразить его на доске, чтобы в процессе никто не превышал этот лимит. Далее нужно ранжировать задачи из каждой колонки по степени важности и срочности, чтобы члены команды понимали, что нужно делать немедленно, а что можно отложить. Это позволяет повысить эффективность и ускорить процесс продвижения задач от статуса To-do к Done.

3. Управление потоком задач. Благодаря визуализации можно легко следить за скоростью выполнения задач и равномерностью загрузки членов команды. Если на каком-то участке возникли затруднения, временно свободные сотрудники могут оказать помощь в ликвидации «завала». Чем больше в команде взаимовыручки, тем быстрее решаются задачи.

 

Что такое kanban

4. У всех членов команды должен быть доступ к правилам. Необходимо установить условия добавления и движения карточек с задачами. Лучше их отразить на доске, тогда они будут на виду у всех.

5. Анализ работы команды. Он осуществляется в виде разных по формату встреч: ежедневные планерки команды для выявления и решения текущих проблем, еженедельные встречи команды и вышестоящего руководства для анализа скорости работы, ежемесячные встречи проводятся с участием всех команд.

6. Совершенствоваться путем экспериментов. Каждый участник команды может предложить изменения. Для их проверки проводят эксперимент. Чтобы точно понять, какой эффект имеет предложение, не нужно проводить несколько экспериментов за раз.

Для более комфортного внедрения можно вводить правила постепенно.

Теперь вы знаете, что такое kanban-метод. Гибкость применения на практике, которой обладает kanban-методология, и ее возможности для самоорганизации сотрудников позволяют достигать результатов там, где не помогают другие подходы. Попробуйте! Возможно, именно она позволит перейти вашему бизнесу на новый уровень.

На пути к успеху не обойтись без вдохновения! Прямо сейчас посмотрите наш обзор 17 успешных стартапов Запада и вдохновляйтесь на большие свершения!

Похожие материалы