Что такое бизнес-модель | Блог ЛБК
открыть доступ

Что такое бизнес-модель

07.05.2018 | Управление

Строить бизнес «на коленке» — не самая лучшая идея. Для успешного старта или развития нужна стратегия, а чтобы ее создать, нужно четко ответить на многочисленные «что?», «кто?», «как?» и «зачем?». Именно эти вопросы решаются в процессе бизнес-моделирования. Сегодня расскажем, что такое бизнес-модель, какие виды бизнес-моделей существуют в интернете, и не только.

Что такое бизнес-модель

Бизнес-модель — это визуальное представление сути вашего бизнеса.

Она должна отражать все ключевые аспекты деятельности компании: уникальность и ценность предложения для потребителей, описание целевой аудитории, источники ресурсов, доходов и расходов, каналы продаж и бизнес-процессы.

Приведем наиболее распространенные виды бизнес-моделей:

  1. Франчайзинг это возможность за определенную плату открыть свой собственный бизнес с использованием известного бренда, получая в рамках франшизы помощь по всем организационным вопросам, от поиска помещения и подбора персонала до проведения рекламных кампаний.
  2. Прямые продажи позволяют производителям обходиться без стационарных точек, потому что распространение товаров и услуг проходит через агентов. К такой модели часто прибегают издательства и косметические компании.
  3. B2B (Business-to-Business) предполагает экономическую деятельность, в которой в роли продавца и покупателя выступают компании, т.е. юридические лица. Например, изготовление сувенирной продукции для компании, которая оказывает финансовые услуги.
  4. B2C (Business-to-Consumer) это взаимоотношения компаний и частных лиц, которые являются потребителями их товаров и услуг. К этой сфере можно отнести магазины товаров для дома и одежды, туристические фирмы.

Что такое бизнес-модель

Верная стратегия позволяет добиваться успехов не только на полях сражений, поэтому непременно прочитайте о том, какие виды бизнес-стратегий бывают.

Бизнес-модели в интернете

Для предпринимательства в интернете были созданы уникальные модели и адаптированы традиционные.

Например, давно существующий формат аукциона был улучшен за счет принципов срочности и ограниченности предложения, дополнен элементами геймификации и превратился в эффективную систему, которая вовлекает участников и мотивирует их к более высоким расходам. К крупнейшим мировым онлайн-аукционам можно отнести Ebay, Amazon, eBid, Hampel, Allegro, WebStore.

Более современная бизнес-модель в интернете — это SaaS (Software as a Service), когда компания осуществляет разработку и совершенствование программных решений и с помощью интернета предоставляет клиентам доступ к ним. К SaaS относятся различные CRM-системы, услуги хостинга сайтов, онлайн системы документооборота, конструкторы сайтов и так далее.

Наиболее современная классификация бизнес-моделей в интернете была сделана Майклом Раппа, который выделил 9 основных типов. Рассмотрим наиболее интересные из них:

  • Брокерская модель (Brokerage) представляет собой соединение покупателей и продавцов, обеспечение операций между ними за вознаграждение (фиксированную плату и процент от суммы сделки). Она применяется в B2B, B2C и C2C сферах: площадки выполнения заказов, торговые биржи, аукционные и платежные брокеры, дистрибьюторы.
  • Торговая модель (Merchant) используется при оптовой и розничной реализации товаров и услуг вне зависимости от того, функционирует ли бизнес в оффлайн-пространстве или только в интернете.
  • Производственная модель (Manufacturer/Direct) состоит в самостоятельной продаже производителем своих товаров в интернете через переход права собственности к покупателю, передачу в аренду, предоставление лицензии или создание фирменного контента в целях продвижения своих товаров и услуг.

Что такое бизнес-модель

  • Рекламная модель (Advertising) заключается в предоставлении пользователям различных сервисов и контента и трансляции рекламных материалов заказчиков. По этому принципу строится работа досок объявлений, информационных порталов, сайтов с обязательной регистрацией, контекстной, поисковой и интерактивной рекламы.
  • Инфоброкерская модель (Infomediary) используется рекламными сетями, сервисами по анализу аудитории.Они собирают и продают информацию, ценную для покупателей и компаний.
  • Сообщество (Community) это такая бизнес-модель, когда люди собираются на интернет-площадке для общения или решения определенных задач. В этом случае монетизация проекта может осуществляться за счет рекламы, подписок или предоставления участникам за плату различных привилегий. В качестве наиболее ярких примеров такого подхода можно привести Open Source-проекты на базе Linux, а также известные всем социальные сети.
  • Подписная модель (Subscription) реализуется через оформление подписки на определенный сервис. К этой категории можно отнести ресурсы, которые предоставляют доступ к своим каталогам книг, музыки и фильмов по различным тарифным планам, а также интернет-провайдеров.

Какую бы бизнес-модель вы ни выбрали, самое главное — тщательно ее продумать, ведь от ее правильности будет во многом зависеть успех. Если эта задача кажется непосильной, воспользуйтесь услугами специалиста в области бизнес-моделирования. Удачных вам стартапов!
Вы еще не решили, какой бизнес начать? Тогда вас непременно вдохновит наша подборка 17 успешных стартапов Запада!

Похожие материалы

Управление

Мобильный маркетинг

22.11.2017